Харьковский велосипедный завод имени В. Петровского (ХВЗ).
Первому советскому велосипеду - 90 лет! Выпускать его начали на Харьковском велозаводе, тогда запчасти покупали в Англии, расплачиваясь золотом. За это время с конвейера сошли сотни видов двухколесных машин - от детских - до элитных спортивных, на которых ставили мировые рекорды. В 1915 году Рижский завод Лейтнера эвакуировался в Харьков. После революции и первой мировой войны на его базе развернули производство велосипедов. Первого советского велосипеда "Украина". Неказистый но крепкий.
- 1960 год –верх совершенства - выходит модель В- 551 из импортных труб. Впоследствии людская молва четко разделила спортивные шоссейные велосипеды (каковыми считались рассчитанные на однотрубки) на две категории: для народа- "стартон", каковой плавно деградировал с неизвестного момента своего рождения к концу своего производства, и недоступное воплощение всех мечтаний, верхнюю позицию ХВЗ, отсутствовавший в свободной продаже некий велосипед, со словом "чемпион" в названии, каковой мог в серийном воплощении идти на велоклубы, а в индпошиве- под конкретных гонщиков, не ниже кандидата в мастера спорта. Условно его именовали Чимпаком и Спецзаказом. Сначало этот уникальный велик - в родной комплектации был на барашках, а не эксцентриках, задний переклюк с мини-цепью и.т.д.. (До изобретения эксцентриков велосипеды комплектовались гайками или продвинутыми – “барашками” позволяющие снимать колесо не прибегая к применения гаечных ключей.) К тому же он был универсал - переклюки снимались и он превращался в трековый глухарь. Это не лучшая рама того времени, это единственная!!-))))
ЧЕМПИОН - ШОССЕ |
ЧЕМПИОН - ШОССЕ |
ЧЕМПИОН - ШОССЕ |
Спорт-шоссе ближе к Чемпиону-шоссе, они шли уже с системой... А Чемпион-шоссе делился на 2 категории: Чемпион-шоссе-серийный и Спецзаказ. В Англии в конце 50-60х, ХВЗ начинает закупать комплекты труб Reynolds для изготовления спецзаказов. По поводу закупок для ЦКТБ - их выполняла организация "АвтоЭкспорт". По покупкам: ЦКТБ делало заказ необходимого, и передавало по инстанции наверх. Покупались для ЦКТБ за валюту: седла, трубы, комплектующие, готовые велосипеды от детских до профессиональных, подписка на велосипедные периодические издания (7 наименований, постоянно) и тд.. На "Спецзаказ", он же- " Чемпион " в последние годы шли с надписью СПОРТ. Были обычные и трековые варианты.
Харьков " В 552
"
|
Харьков " В 552
" |
Харьков " В 552
" |
- Трубы - Компанией Reynolds - в конце 1960?х годов была непревзойдённым лидером в производстве материалов для велосипедных рам — ее, легированная сталь с добавлением марганца и молибдена, которая кроме обычных примесей содержала элементы, специально вводимые в определенных количествах для обеспечения спец. требуемых свойств. (Легирующие добавки повышают прочность, коррозийную стойкость стали, снижают опасность хрупкого разрушения. В качестве легирующих добавок применяют хром, никель, молибден, медь, азот (в химически связанном состоянии), ванадий и др. Углеродное волокно также может выступать в качестве легирующей добавки. Как правило, его количество составляет примерно 0,2 - 1,5%. Сталь, используемая в производстве велосипедов и компонентов, как правило содержит хром, марганец и молибден. Хром-молибденовая сталь (или разг. «хромолевая»), обозначающаяся CrMo или представленная числом 4130, довольно часто используется в производстве высококачественных велосипедных рам.) В 1960?х годах в Англии сталь использовалась в производстве практически всех велосипедных компонентов. При этом качество изготовления всех частей было на высочайшем уровне. В Москве, лично я знаю хорошего мастера ВS, где можно заказать и сварить под себя раму из тех же Reynolds труб, что остались после распада Спорткомитета СССР.). В СССР по технологии трубы из этой марки были наиболее подходящие для пайки спортивных рам. Трубы для серийных велосипедов были шовные. Трубы из 30ХГСА были цельнотянутые.
- "Велосупер " ХВЗ VELOSUPER – Последний спецзаказ в последней версии, велосипед для соревнований, изготавливался для спортивных команд, клубов.
- "Тахион " - К московской Олимпиаде-80 инженеры разработали собственный спортивный велосипед для сборной Союза "Москва 80". (Илья Бергман, бывший конструктор КБ "Велостроения").
В последствии этот элитный спортивный велосипед назвали "Тахион". На нем ставили мировые рекорды, а стоил он почти как автомобиль - 4 тысячи рублей. "Тахион" сделан из труб колумбуса паянный серебром. В переводе - тахион это частица, движущаяся быстрее скорости света :-):
Описания спецзаказа и Тахиона тут: инфа и, конечно, тут: http://bikecult.com/works/archive/03bic ... hionV.html
Спорт
- " В 541 " |
Спорт - 541 |
Спорт - 541 |
- "Старт" или "Старт-шоссе"?? "Старт" это велосипед типа "Туриста" на 8 скоростей. Как говорили раньше "полугоночный"-) По моим сведениям "Старт-шоссе" сменил чемпиона на посту единственного шоссейного велосипеда в СССР. Спорт-Шоссе в линейке стоял выше Старта. В принципе - логично. Сначала Старт, а потом Спорт:).
Были еще - трековый МЕТЕОР золотистого цвета и красный СПРИНТ.
Старт - Шоссе
|
Старт - Шоссе |
Старт - Шоссе |
Все остальные серийные рамы марки Турист на велозаводах изготавливались из марок сталей с невысокой прочностью.
Турист |
Турист |
Был еще "Спутник" "В34" с "1962г" - это была переходная модель между Стартоном и Туристом - продавался он о» двух вариациях -
3-х ск. 96руб,
4-х 103руб,
Чемпион - 130руб.
Спутник - 96руб,
Школьник - 28руб,
Орлёнок - 41руб 20коп,
Украина хвз - 52руб)
Старт - Шоссе "В
555"
|
Старт - Шоссе "В
555" |
Старт - Шоссе "В
552" |
- Старт - Шоссе
Годы выпуска: 1963 Вес рамы: ~2,2 кг Вес вилки: ~0,7 кг
Материал рамы: Трубные детали-30ХГСА, узловые-30Л, наконечники - сталь10, припой ПСР-10 , коронка вилки - сталь 30Л, окончательная пайка вилки - латунью Л-6. Химический состав кремний: 0.90-1.20, Марганец: 0.80-1.10, Медь: 0.30, Никель: 0.30, Сера: 0.025, Углерод: 0.28-0.34, Фосфор: 0.025, Хром: 0.80-1.10 Модуль упругости E=215000 МПа Модуль сдвига G=84000 МПа
Модели: В-552, В-553, В-555 - Кованные дропауты с отверстием для крепления крыльев/ багажника, есть резьба в петухе. Упоры для тросов в виде трубок, расположенных параллельно раме. (В отличие от Спутников/Туристов, на которых они перпендикулярны). Нижняя и верхняя перемычки между перьями в виде трубок. Пулеобразные окончания верхних перьев. (На "Спецзаказах" скошенные).
- Турист/Спутник
Годы выпуска: (?) Вес рамы: ~3,0 кг Материал рамы: (?)
Модели: В-33 ("Турист"), В-37 ("Спутник").
- Дропауты сделаны из плоской пластины толщиной ~4 мм. Сталь средненькая и тонкая, от удара легко гнулась верхняя труба (горбыль). Узлы рамы с прямыми краями, а не ажурными как на СШ. Нижняя перемычка между перьями в виде полутрубки. Верхняя перемычка между перьями в виде пластины.
- Чемпион
Годы выпуска: с 1959 Вес рамы: ~2,2 кг Вес вилки: ~0,7 кг
Материал рамы: Трубы Reynolds Модели: В-551
Упоры для тросов переключения у рулевой колонки. Эти упоры сделаны на Чемпионах, т.к. монетки на них были в торцах руля. Дополнительное кольцо около упоров для тросов. Кованные дропауты, нету отверстий для крепления крыльев/багажника. На дропаутах вилки также нету отверстий для крепления крыльев.
- Украина ХВЗ. А также аналоги В-110: Прогресс ГАЗ, Урал, Кама ПВЗ и др.
Годы выпуска: (?) Вес рамы: (?) Модели: В-110
Нижние перья имеют изгиб в районе соединительного мостика. Сам мостик в виде полутрубки.
Верхние перья НЕ приварены к подседельной трубе. Они соединяются с ней при помощи болта зажима подседельного штыря. Простые формы узлов труб.
Продолжение готовиться....(Присылайте информацию и фото
своих любимых велосипедов.) История нашей страны в наших
руках.
Старт - Шоссе "В
553" |
Старт - Шоссе "В
553" |
Список литературы использованной при изложении занятий на этом сайте
1. Гуревич И., Вишневский А., Рассукованый А. Велосипед и путешествия.-СПб.: Компьютербург, 2004
2. Булгаков А.А. Велосипедный туризм для всех .-М. Профиздат, 1984.
3. Велосипедный туризм / Сост. А.А.Булгаков. - М.: Ключ, 1998
4. Соколов В.А. Ильин В.С. Велосипедный туризм. - РиБ "Турист", 1992
5. Онучин А.А. Велотуризм. - Т.: Мехнат, 1990
6. Юсин А.А. Я купил велосипед. - М.: Мол. гвардия, 1984
7. Архипов Е.М.,Седов А.В. Велосипедный спорт. - М.: Ф и С, 1990
8. Архипов Е.М. За здоровьем на велосипеде. - М.: "Советский Спорт", 1989
9. Крадинов Е.Б. Велосипед: Устройство, эксплуатация, ремонт. - М.: Машиностроение, 1991
10. Колумбет А.Н. Велосипедные секреты. - Киев : Здоровья, 1991
11. Полищук Д.А. На прогулку - с велосипедом. - Киев: Здоровья, 1988
12. Соловьев Е.В. Вам, велотуристы Ленинграда. - Л.: Лениздат, 1990
13. Любовицкий В.А. Велосипед для здоровья. - М.: Ф и С, 1983
14. Любовицкий В.П. Гоночные велосипеды. - Л.: Машиностроение, 1989
15. Ильин В.С.,Сапожников Ю.П. Методические рекомендации. Основы специальной и физической подготовки велотуристов к путешествию. Уфа, УАИ, 1980
16. Велосипеды спортивные В542-01, 153-411, 153-412, 153-413, 153-414, В301, 155-411, В555. Руководство по эксплуатации. - Харьков.: Облполиграфиздат, 1978
17. Велосипеды. Дорожный 111-421, Спортивно-туристские 153-421, 153-424 и спортивные 155-411, 156-421. Инс
|